Каталог проверенных франшиз - 2024

Франшиза простыми словами

Франшиза простыми словами

Бизнес – это не всегда риски и неопределенность. На Западе давно популярна работа по франшизе, которая позволяет успешно развиваться в компании, доказавшей свою конкурентоспособность. В этой статье мы без прикрас рассказали о плюсах и минусах такого варианта сотрудничества, а также затронули тему расходов.

Содержание

Что такое франшиза простыми словами

Франшиза – это готовая бизнес-модель, которая предусматривает разрешение на ведение бизнеса под определенной вывеской (брендом). Вы открываете представительство определенной компании с нуля, но используете ее инструкции и наработки. Вам говорят, что и как делать, чтобы преуспеть и начать получать прибыль. Можно сказать, что вас ведут за руку опытные бизнесмены.

Когда конкуренция практически в каждой нише высокая, франшиза – беспроигрышный вариант с целым рядом преимуществ и, кроме того, гарантиями на успешный старт.

Франшиза предусматривает вхождение в существующий бизнес, поэтому характеризуется минимальными рисками и в большинстве случаев наличием целой группы лояльных клиентов. Это значит, что вам не нужно долго и кропотливо формировать свою аудиторию.

В общих чертах франшизу можно описать следующей цепочкой действий:

  1. Выбор партнера, чей бизнес вам близок и в который вы готовы инвестировать свое время, а также средства.
  2. Открытие точки продаж или оказания услуг с использованием вывески выбранной компании.
  3. Завлечение новых клиентов, а также работа с имеющимися по определенному скрипту франчайзера.

Франчайзер / франчайзи / франчайзинг – это?

Франчайзер – это управляющая компания, то есть фирма, франшиза которой покупается. Антонимичное определение – франчайзи. Это тот предприниматель, который желает приобрести франшизу. Возникающие в рамках сотрудничества отношения называются франчайзингом.

В чем суть франшизы?

Франшиза – это целая система, состоящая из трех основных элементов: бренда, бизнес-модели и контроля.

Покупка франшизы подразумевает, прежде всего, покупку разрешения на использование бренда. И чем сильнее этот бренд, тем большая вероятность успешного ведения бизнеса под чужим именем.

Бренд в широком понимании является совокупностью мнений, представлений, ассоциаций, эмоций и оценок покупателей, а в узком – товарным знаком, то есть названием, вывеской, если готовить простыми словами. Для франшизы крайне важно наличие хорошей репутации, ведь это напрямую влияет на поток покупателей, доходность партнеров и самой материнской компании. С учетом этого можно сделать вывод, что франшизы, которые сегодня на слуху, доказали свою эффективность и жизнеспособность.

Покупка франшизы не передает прав на сам бренд: его правообладателем остается франчайзер. Стороны подписывают лицензионный договор или соглашение коммерческой концессии, чтобы франчайзи на законных основаниях использовал товарный знак.

Важно отметить, что франчайзинг – это больше чем просто разрешение на работу под определенным брендом. Управляющая компания обязана предоставить готовую бизнес-модель, а также поддержку в течение всего времени сотрудничества. Франчайзеры обучают ведению бизнеса под их франшизой, а иногда перед этим и вовсе помогают с подбором типа точки (полноценный магазин или островок в ТЦ) и помещения.   

В вопросе, что такое франшиза простыми словами, непременно всплывает понятие «бизнес-модель». Под ним подразумевается система всех операций, задач и действий, которые обязательны к выполнению для обслуживания бизнеса.

Франшиза – это всегда полное соответствие стандартам, ценностям и стилю оригинального магазина, поэтому франчайзер в праве требовать не только соответствующего сервиса и устанавливать планку качества, но даже указывать, где и как расставлять мебель. Такие моменты, как правило, прописываются в бизнес-модели, поскольку интерьер каждого магазина отвечает определенной концепции, к которой привыкли сторонники бренда.

Взаимодействие с франчайзером происходит в течение всего времени работы франчайзи. И проявляется оно не только в обучении, вебинарах и регулярном информировании об изменениях в работе, но и в контроле. Нередки случаи, когда франчайзи для получения большей прибыли нарушают бизнес-модель, что абсолютно недопустимо. Почему так? Ответ кроется в имидже компании: падение качества обслуживания в одной точке может нанести серьезный удар по репутации.

Виды франшиз: производственная, товарная, сервисная

Мы выяснили, что такое франшиза, теперь стоит рассмотреть ее основные виды.

  • Производственная франшиза подразумевает разрешение на производство товаров, а затем их реализацию на конкретной территории с использованием определенного бренда.
  • Товарная франшиза – самое частое явление, которое подобно дилерству. Предприятие занимается производством и поставкой товара, а вы ответственны только за продажи.
  • Сервисные франшизы предусматривают оказание услуг под чужой торговой маркой. Кофейни, автомойки, химчистки, доставки еды и т. д. работают в рамках этого вида сотрудничества.

Отдельно стоит упомянуть, что имеется мастер-франшиза, исключительная и неисключительная. В случае исключительной на определенной территории может работать только один франчайзи, при неисключительной – множество. Мастер-франшиза дает право партнеру продавать франшизу, помогая таким образом расширять сеть франчайзера чаще всего в другой стране.

Что лучше франшиза или собственный бизнес?

Чтобы понять преимущества франшизы, достаточно вспомнить те сложности и испытания, с которыми может столкнуться предприниматель при открытии собственного бизнеса. Так, учредителю нужно с нуля выстраивать бизнес-процессы, привлекать маркетологов для анализа рынка, договариваться с поставщиками, приобретать требуемое программное обеспечение и т. д. Одним словом – проходить весь тот путь, на котором многие компании сдаются в силу дефицита знаний, слабого планирования, невозможности договориться с партнерами и т. д. Франшиза предлагает готовые инструменты, плюс, обучение и поддержку.

Основные плюсы работы по франшизе следующие.

  • Возможность в короткие сроки запустить тот бизнес, который вам по душе.
  • Маркетинговая поддержка: франчайзер предоставляет все необходимые рекламные материалы для проведения тех или иных маркетинговых мероприятий в магазине.
  • Информационная поддержка: доступ к внутренним ресурсам партнера, где происходит информирование сотрудников.
  • Оборудование и помещение: франчайзер в большинстве случаев предоставляет в аренду мебель и все необходимые предметы интерьера. Кроме того, он помогает найти помещение.
  • Консультации и подсказки касательно особенностей обслуживания клиентов, разработки бизнес-плана, анализа финансовых показателей.
  • Обучение в удобном формате, чтобы вы начали зарабатывать уже в первый месяц.
  • Налаженная логистика, отсутствие необходимости вести переговоры с другими игроками рынка.
  • Сильный бренд, который уже имеет своих поклонников и просто лояльных клиентов. 
  • Возможность работать по уникальной технологии и ноу-хау.

Франчайзи получает готовый набор инструментов для эффективного ведения бизнеса. Единственное, что от него требуется, ‒ желание идти к поставленным целям и некоторый стартовый капитал. Отметим, что франшиза выгодна обеим сторонам, так как продающая ее компания получает возможность не только заработать, но и расширить свое присутствие на разных рынках.

Конечно, без минусов тоже не обошлось. Во-первых, полномочия франчайзи сильно ограничены: большинство действий в открытии и ведении бизнеса предрешены, задача предпринимателя – следовать установленным правилам. Вас постоянно будут контролировать и оценивать. Во-вторых, франшиза в большинстве случаев предусматривает регулярные, а не разовые выплаты.

Нельзя однозначно сказать, что франшиза – лучший вариант, собственный бизнес тоже имеет ряд плюсов, для кого-то существенных. Ниже мы сравнили разные варианты работы.

Плюсы и минусы собственного бизнеса

Собственный бизнес
ПлюсыМинусы
Возможность создать свой уникальный бренд.Нужно формировать базу лояльных клиентов.
Полная независимость.Высокая цена ошибки.
Экономия на старте.Риск непредвиденных расходов.
Получение всей прибыли.Проблемы со среднесрочным и долгосрочным прогнозированием.
Маневренность в плане свободного изменения формата компании, если того требует рынок.Медленное развитие (в большинстве случаев).

Плюсы и минусы франшизы

Франшиза
ПлюсыМинусы
Уже имеются все расчеты.Необходимо делиться выручкой.
Простой старт.Полная зависимость.
Спокойствие, так как вас всегда поддержит франчайзер.Необходимость следовать взятым на себя обязательствам (главное условие).
Наличие четких скриптов и инструкций, проверенных временем.Нет возможности добавить свою «изюминку», внедрить идею.
Быстрая окупаемость бизнеса (1-2 года). 

В итоге мы можем сказать, что собственный бизнес подходит тем, кто уже сталкивался хотя бы отдаленно с ведением своего дела и морально готов к испытаниям. Некоторые открывают свои компании с одной лишь целью – внести вклад в развитие общества, предложить что-то новое. Франшиза идеальна для новичков, которые желают улучшить свое финансовое положение и заодно проверить свои силы.

Что такое паушальный взнос, роялти, маркетинговый взнос и инвестиции?

Любая франшиза включает три пункта расходов: паушальный взнос, роялти и непосредственно средства на открытие точки (они же являются инвестициями).  

Паушальный взрос – это разовый платеж, который предусматривает плату за использование товарного знака, готовую бизнес-модель и обучение. Это фиксированная сумма для всех партнеров. Паушальный взнос регулируется договором коммерческой концессии, а именно статьями 1027-1040 ГК РФ.

Роялти – это уже ежемесячные выплаты, которые могут быть фиксированными или в виде процента от выручки. Если компания небольшая, то она может не запрашивать роялти, так как ставит перед собой цель увеличить число магазинов и объемы реализации своей продукции в них.

Роялти включает плату за обновление стандартов, доработку и поддержку IT-систем, а также маркетинговый взнос. Отметим, что последнее может идти отдельным платежом – все на усмотрение франчайзера. Если предположить, что маркетинговые взносы входят в роялти, то общая сумма выплат составит примерно 5-6% в месяц от дохода.

По причине разности каждого бизнеса и маркетинговой стратегии отдельных игроков рынка невозможно точно сказать, сколько нужно средств на покупку франшизы и ее обслуживание. Мы можем только перечислить факторы, повышающие общую сумму.

  • Размер выбранной компании. Чем крупнее бизнес, тем больше придется отдать за использование бренда.
  • Обязанности франчайзера и время, которое он готов вам уделять. Если на ваши плечи ложится только привлечение клиентов, то роялти может составлять до 50%.
  • Наличие уникальных решений, собственных разработок компании.

Призываем тщательно анализировать все предложения и трезво оценивать ценность выбранного бренда. Нередки случаи, когда паушальный взнос сильно завышен или, наоборот, занижен. При слишком низких расценках вы можете не получить должно уровня поддержки.

Стоимость франшизы может кардинально отличаться, так как принципы ведения бизнеса у каждого игрока рынка разные. Некоторые франчайзеры не запрашивают паушальный взнос, поскольку включают его в роялти или закладывают в чек при продаже франчайзи товара, оборудования или, например, программного обеспечения. Как итог, партнер экономит на первоначальном платеже и имеет меньше барьеров для входа в бизнес, но затем вынужден делиться большей долей дохода. Отсутствие паушального взноса у некоторых компаний может быть попыткой продать франшизу как можно большему числу будущих предпринимателей.

Расходы на ремонт и аренду помещения, оплату труда сотрудников, коммунальные расходы и т. п. ложатся, как правило, на франчайзи. Их сумму стоит закладывать в начальный капитал.  

Как выбрать франшизу?

Раз мы заговорили о разности каждой франшизы и риске столкнуться с не совсем порядочной компанией, примите во внимание следующий чек-лист по выбору партнера.

  1. Четко определитесь со сферой деятельности, изучите основные обязанности и специфику того или иного бизнеса. Важно, чтобы работа не приносила душевного дискомфорта, а со временем не стала обузой. Это очень важный этап, поскольку, по статистике, 30% франшиз закрываются в первый год работы.
  2. Изучите рынок вашего города или региона. Далеко не везде вы сможете успешно развиваться, даже если купите франшизу известного бренда – банально не будет спроса на услуги или товары.
  3. Проведите анализ юридической чистоты франчайзера, его историю. Для этого в открытом доступе имеются сайты, позволяющие проверить юридических лиц. Также проверьте, имеет ли франчайзер права на интеллектуальную собственность. Если их нет, то вы рискуете купить франшизу-пустышку.
  4. Оцените бизнес-план на предмет наличия в нем всех возможных расходов. В противном случае – окупаемость точки затянется, а вы, возможно, столкнетесь с нехваткой стартового капитала. Если компания предлагает вам размытый, общий бизнес-план, вы имеете право запросить индивидуальный. Особенно смотрите на рентабельность. Показатель на уровне 15% является не самым лучшим с учетом инфляции.
  5. Познакомьтесь с владельцем, чтобы понять, сможете ли вы сотрудничать с этим человеком (не стоит пренебрегать личностный фактор). Вам будет спокойнее, если собственник окажется опытным бизнесменом с приличным багажом знаний и всегда имеющимся планом «Б».
  6. Попросите контакты других партнеров, открывшихся по франшизе. Не поленитесь и не постесняйтесь побеседовать с ними на предмет помощи, которую оказывал франчайзер, оправданных надежд и т. д. Уточняйте все, что вас волнует.
  7. Перед подписанием договора обязательно читайте его. Возможно, там имеются какие-либо штрафы и пункты, из ряда вон выходящие. Не поскупитесь на юриста.

Таким образом, при покупке франшизы самый большой риск – выбрать недобросовестную компанию на старте. Собственный бизнес имеет множество подводных камней, и статистика это лишний раз подтверждает: только 1 из 10 стартапов выживает в первый год работы. Мы не призываем покупать именно франшизу: мы лишь попытались объективно сравнить два типа ведения бизнеса, чтобы сохранить ваш бюджет. Разумеется, каждый сам выбирает подходящий для себя вариант. 

Поделиться новостью: